ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН. /продолжение 26/

Рубрика Творчество

ЧАСТЬ VIII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года.
***И вот, наконец, появились картины о войне 1812 года. О нашествии на русскую землю бонапартовских полчищ. Они, аналогично саранче, пытались уничтожить Россию, как государство, ограбить, как богатую страну, поработить и сломать вольнолюбивый дух славянский, которому во все времена и до наполеоновской «чумы», и после неё, чужды были порабощение других народов, но славным всегда являлось освобождение и наказание незваных грабителей, со стороны пришедших.

9 В. Верещагин начало XX века

В. В. Верещагин. Начало XX века.

Часть восьмая моего изложения биографии В. В. Верещагина будет, прямо или косвенно, связана с предпоследним периодом в жизни художника, когда создавалась довольно большая серия картин об одном из важных и тяжёлых периодов в истории России. Но, кроме того здесь же будет описана и другие эпизоды, которыми так насыщена была жизнь Василия Васильевича Верещагина.   

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВЫСТАВКА КАРТИН В МОСКВЕ

К осени 1895 года Верещагин закончил десять картин на тему войны с Наполеоном и решил показать их в Москве в залах Исторического музея. К открытию московской выставки в «Новостях и биржевой газете» было опубликовано большое интервью с художником. Василий Васильевич рассказал, что намеревался создать образ Наполеона «вне тех легендарных сказаний, которые ходят о нём», и потому, прежде чем взяться за работу, провел много времени в парижских архивах, изучая первоисточники.

Он в очередной раз подчеркнул, что его художественное кредо — предельная точность во всём: в пейзаже, в деталях одежды, в оружии, в экипировке войск…

Вот характерный пример. У одного из французских авторов, участника наполеоновского похода в Россию, он прочёл, что император, спасаясь от холодной русской зимы, кутался в меховую одежду — шубу и шапку. Поэтому, рассказывал Верещагин, он заказал в Париже почти точную копию той шубы, какую носил в России император. Но новая, «с иголочки», она ему не подходила. Пришлось, хотя дело было летом, нарядить в неё своего садовника, «чтобы он её малость обносил».

На морозе Наполеон в зимнем одеянии 87-95

***Представил я садовника летом в шубе и то, что он думал, потея в шубе. «Бр-р-р!» Хотя рубль «на чай», то есть на водку, поди, его успокоил.

Ещё пример. На одном из полотен героями выступают русские мужики, партизаны, поджидающие врага в заснеженном и обледеневшем от мороза лесу. Этот зимний пейзаж, вспоминал Верещагин, сделан им с натуры:

«…На лыжах отправлялся в дремучий лес, устраивал на досках сиденье и тут писал».

Но иногда писать с натуры, несмотря на всё его желание и усилия, было невозможно.

Такой пример можно привести по отношению картины «В Успенском соборе», который вспоминал художник  В. Андреевский. Замысел Верещагина был – написать лошадей в Успенском соборе Московского Кремля, где французы на самом деле на какое-то время устроили конюшни.

Про этот замысел Верещагин попытался рассказать  протопресвитеру собора Н. А. Сергиевскому, в то время профессору богословия Московского университета. Сергиевский ужаснулся самому замыслу и назвал это «мерзостью запустения», «попранием святыни» и не только отказал в разрешении привести в храм лошадей, но и пообещал, что, пока жив, ничего подобного не допустит.

***И был прав на все сто. Даже я, не имеющий ни к храмам, ни к богу никакого отношения и то не могу представить, чтобы для этюда выполнить желание художника. Я не говорю о наполеоновских бандитах, которые так и не получили полного возмездия по завершению войны, но Верещагин-то, как мог такое помыслить. Значит иной раз и у него что-то «с головой было не в порядке». Этот пример подсказывает мне, что он всё же к церкви относился совершенно пренебрежительно. 

Картина «В Успенском соборе» со сценой «попрания святыни» была написана с помощью фотографий.

В Успенском соборе 87-95

Корреспондент «Новостей и биржевой газеты» передал своё впечатление от картин из цикла «Наполеон I в России» исключительно восторженными словами:

«Тут что ни картина, то шедевр…

Я не знаю, какой картине отдать пальму первенства. Все они производят потрясающее впечатление…

Великая эпоха в самых рельефных своих моментах воссоздана художником с поразительной силой…». 

Такие отзывы, пишет А. И. Кудря, приносили наибольший вред как самому Верещагину, взращивая в нем манию величия, так и зрителям, поскольку непомерно приукрашивали их достоинства, которые, безусловно, были в полотнах маститого художника, и всячески затушевывали недостатки, избежать которых ему не удалось.

Газета «Русские ведомости» тоже откликнулась на проводимую выставку, но более умеренно, хотя в ноябре посвятила ей несколько публикаций. Отмечена была масштабность выставки, всё-таки 145 работ художника: картины, рисунки, наброски, этюды, фотографии, выполненные и собранные воедино за десять лет труда — на выставке ведь были не только десять картин «наполеоновской серии», но и работы Верещагина на Севере России: Вологодской губернии и Северной Двине

Оформление выставки также попало в зону внимания журналиста, который написал,

-…драпировки прекрасными индийскими коврами благородных тонов; лавровые деревья и пальмы… красивые шкафчики с коллекциями русских древностей — крестами, складнями, кадилами и т. п.».

***Ну, оформление выставки – это был «конёк» Верещагина!

Картины из серии о войне 1812 года, представленные Верещагиным, можно было разделить так:

1). картины, изображающие армию захватчиков, в которых главной фигурой был, естественно, Наполеон Бонапарт;

2) картины, где показаны русские люди, оказавшие сопротивление врагу – наполеоновским бандитам;

Сюжеты трёх картин Верещагин посвятил русским людям:

«Не замай – дай подойти!»

Не замай - дай подойти 87-95

«С оружием в руках – расстрелять!»

С оружием в руках - расстрелять 87-95

и

«В штыки! Ура! Ура!»

В штыки Ура Ура (Атака 87-95

Их Верещагин объединил в группу с общим названием «Старый партизан».

В авторском комментарии художник описывает своего героя «старого партизана»:

звали его Семёном Архиповичем, и был он старостой одной из деревень Смоленской губернии. После Бородинского сражения «Семён Архипович собрал мир, и в присутствии батюшки было решено осведомиться у начальства, не будет ли ответа за убийство супостатов; коли, нет — так собраться отрядом и промышлять против врага, сколько Бог поможет».

***Вишь, оно как, сначала «спросили начальство», а потом уж пошли бить врага. Вот, значит, как начиналась партизанская война в 1812 году. Или это единичный такой пример? А слово «промышлять» написано Верещагиным не случайно. Бандиты Наполеона были для русского мужика «зверем», которого нужно промышлять, а не просто убивать.

Эту картину выделил в своем обзоре выставки корреспондент «Русских ведомостей»:

«Лицо старика прекрасно, выражает твёрдость, и серьёзность намерения… этот мощный тип весьма удался художнику».

Он же и отметил, что картины с сюжетами, посвящёнными захватчикам и освободителям земли русской, представлены не пропорционально. Так о захватчиках их больше и привёл слова Верещагина в ответ, что интересуясь личностью французского императора, тот «старался более всего передавать психологические состояния Наполеона, изображая его в различных эпизодических сценах».

***В сюжеты остальных полотен вошли пришедшие в Россию оккупанты. Этих картин, как я уже написал, было больше, и объяснение этому художник дал в интервью, но мне его объяснение не понравилось. То, что его интересовала личность императора Бонапарта – это понятно, а то, что у художника мало русских на картинах – нет! Хотя в дальнейшем он увеличил серию до 20 полотен, но всё же ход его замыслов мне непонятен, так же как и тем россиянам, что смотрели его картины или, тем более, решали, купить их или нет. Но об этом позже.

На картинах «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «В Городне — пробиваться или отступать?», «Маршал Даву в Чудовом монастыре» и др. изображались пришедшие в Россию оккупанты, и главной фигурой чаще всего был сам Наполеон Бонапарт.

«В Городне – пробиваться или отступать?»

В Городне - пробиваться или отступать. 1887-1895

В то же время «Русские ведомости» высоко оценили ту часть экспозиции, где были представлены виды старых деревянных церквей и портреты жителей северных губерний:

«Мы с глубоким сочувствием относимся к этим новым работам художника».

После подобных публикаций Верещагин мог быть вполне доволен отзывами прессы, но 26 ноября с обзором его выставки выступила московская газета «Русское слово». Статья по всему своему характеру была довольно огорчительна для художника. Газета утверждала, что с накоплением огромного количества новых материалов о войне 1812 года батальная сторона войны утратила интерес, как нечто чисто внешнее. Основное же внимание публики сосредоточилось на духовной стороне — небывалом подъёме народного самосознания. И потому «народное чувство требует, чтобы русский художник, взявшийся за изображение картин из 1812 года, представил бы нам картины великого подъёма русского народного духа, картины одухотворённые».

***Вот видите. В общем-то, правильное утверждение, если будем рассматривать картины Верещагина о войне 1812 года, как об отображении войны «отечественной», освободительной и поистине народной. Но, не забывая, конечно, и о художественности в картинах.  

В итоге из десяти картин, представленных на выставке, по мнению автора-критика, восемь картин лишены патриотического содержания.

А три полотна прямо возмущают патриотическое и религиозное чувство русского человека. Ими по мнению того же автора статьи оказались картины:

«В Успенском соборе»,  «На этапе. Дурные вести из Франции» и «Маршал Даву в Чудовом монастыре».

***Первую из трёх картин я уже выставил здесь выше. Так что можете её ещё раз посмотреть.

«В первой из этих картин,  — писал дальше критик, — изображена внутренность Успенского собора с размещёнными в нём лошадьми; солдаты обдирают ризы с икон.

Во второй картине представлен Наполеон, сидящий один в какой-то церкви, спиною к алтарю… в глубине картины, подле иконостаса, стоит его походная постель.

На этапе. Дурные вести из Франции 87-95

В третьей — видно сквозь растворенную дверь, как маршал Даву сидит в алтаре, обращённом в его рабочий кабинет, где он и принимает доклады».

Маршал Даву в Чудовом монастыре 1900

***И что? А ничего…

Автор обзора выносит вердикт:

«Какая цель этих картин? Что могло в их содержании вдохновить русского художника и заставить его закрепить в наглядных образах такие моменты, которые… остаются для нас, русских, святотатством, кощунством, поруганием святыни? Какое оправдание имеет за эти картины Верещагин? Никакого».

***Здесь критик не только преувеличивает в уничижении этих полотен Верещагина, но и откровенно вводит в заблуждение читателя, так как абсолютно не хочет взглянуть на эти сюжеты с другой стороны. Это не только святотатство захватчиков – это факты, которые говорят ещё и о том, что оккупантам было глубоко наплевать на русские святыни – это раз. Возмущение народа, такими действиями захватчиков тем и увеличивалось – это два. Ну, и потом, значит, мало было в России помещений, в которых оккупанты могли устраивать такие места, где им было удобнее всего. Вот бы русским  казакам после взятия Парижа вздумалось устроить свои казармы во дворце королей Франции, а конюшни в какой-нибудь их национальной святыне…  да, вообще, камня на камне не оставить все дорогие сердцу парижан и французов вообще места. Не догадались или не разрешили? Нет, не можем мы так! А они могли!

И следующее «мнение» автора статьи сводится к непонятному мне сегодня замечанию:

мол, картина «С оружием в руках – расстрелять!» сводит на нет смысл картины «Не замай – дай подойти», где центральный образ старого партизана сначала показан, как героя, а потом всё же он оказывается в плену. 

Что за «сверхпатриотизм» у автора рецензии проявился не к месту и не по делу: на войне, как на войне, — я бы сказал. Были и потери, и поражения. Были и пленения, и казни, и предательство. Всякое было. Итог войны всё расставил на свои места и оказался справедливым. Так мы считаем – русские. А французы пусть считают, что им не повезло. Но пусть помнят – биты будут всякий раз, как позарятся на чужое. Это же относится и ко всем другим нациям, народам, государствам, императорам, президентам и пр.

Наряду с этим, критик высоко оценил этюды и картины, написанные художником после поездок на Русский Север. Здесь он, высказавшись очень положительно,  назвал эту часть выставки «самым интересным отделом».

***Я сразу поясню один момент в отношении «наполеоновской серии» картин, о котором пишет А. И. Кудря:

русско-французские отношения в этот период налаживались, где-то «наверху» и «кому-то» не понравилось «что-то» в картинах о прошедшей войне двенадцатого года, а автору статьи «намекнули» и «подсказали», что нужно писать. А уж как он написал? Как умел! Думаю, что это был «заказ». Ну и недоброжелатели у Верещагина всё же были всю жизнь. Критик также «прошёлся» насчёт комментариев самого Верещагина к своим картинам, которые он обычно выставлял наряду с полотнами. А в этот раз они составили аж три отдельные книги.

Критик же написал так:

«Это чрезвычайно полная система, которой не может следовать ни один русский художник, кроме г. Верещагина, за отсутствием у всех остальных каких бы то ни было литературных трудов».

***И это было неправдой, так как с русско-турецкой войны Василий Поленов, художник, привёз «Дневник русского добровольца», публиковавшийся в ходе войны отдельными очерками в журнале «Пчела» за 1877 год. Умели русские художники писать.

А ещё я скажу так! Я всегда считал, что нужны хотя бы короткие пояснения от художника к картинам, которые он написал. О чём думал, когда писал, что хотел выразить, сказать…  

Это прекрасное дополнение к зрительному ощущению.

Конечно, это не касается творчества тех художников, которые своими темами имеют, в основном, кувшины да цветочки…

Негативно к картинам Верещагина о войне 1812 года высказалась также газета «Московские ведомости». В ней даже умудрились вспомнить А. С. Пушкина, цитируя его  слова о «священной памяти двенадцатого года», написав, что «священная память», «воспоминание о великом подъеме духа русского народа» не нашли отражения на полотнах Верещагина.

Журнал «Русский архив» (№2) за 1896 год, в свою очередь, тоже отрицательно отозвался о выставке, но, уже приписав, что разочарование выразилось в отзывах печати и откликах значительной части публики.

Журналист, подписавшийся инициалами В. К., пояснял:

 «Многим казалось и многими высказывалось, что в картинах из истории 1812 года естественно было изобразить не только унижение надменного завоевателя, но и величие его противницы, России. Но этого… художник не сумел или, вернее, не пожелал дать в своих произведениях. Он изобразил побеждённых, но не дал победителей; он дал почувствовать, как гордый честолюбец был побеждён доблестью не нравственною и не военным умением противников, а одними стихийными силами природы: летним зноем во время похода, огнём пожара Москвы, морозами и снегами во время отступления от неё. Это показалось исторически неверным одним, оскорбительным для патриотического чувства другим

 …Подвиг самоотверженной любви к родине, который… заставил русских пожертвовать тем, что было для них наиболее дорогого и священного, для спасения отечества, величие этого подвига… не представлено на картинах Верещагина».

***Можно было бы поспорить и с этим В. К., и значительной частью публики, и отзывами печати. Но, так как было это уж очень давно, много воды утекло, Россия пережила после наполеоновского вторжения и более дикие времена, то не стоит. А моё мнение вы уже поняли. И в дальнейшем вы увидите, что замыслы художника не останавливались на этих десяти полотнах.  

Да, одна картина «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêöèÿ ýòîé êàðòèíû íàõîäèòñÿ â êîëëåêöèè èíòåðíåò-ãàëåðåè Gallerix.ru ( http://gallerix.ru )

уже о многом говорит тому, кто знает хоть что-то про историю войны 12-года, хотя бы в том варианте, как её преподносили в советское время.

Однако, Л. Н. Толстой, из воспоминаний современников, на вопрос, нравятся ли ему картины Верещагина о двенадцатом годе, ответил: «Я не люблю их».

***Почему? Видел ли он их? Вот вопрос? Этот вопрос, который сорвался сразу с языка, когда я прочитал короткий ответ без пояснений и комментариев.

А ведь картины эти сравнивали с описанием войны 1812 года в Толстовском романе «Война и мир». Кстати, далеко не в пользу Верещагинских полотен. А что повлияло на такой односложный, конкретный и непреклонный ответ 68 — летнего «патриарха». Верещагину, напомню, 54 года.

В голову, конечно, сразу приходит давнишняя неприязнь, возникшая на «пустом месте» между ними, о которой я рассказывал, если помните, 

в главе второй «Выставка в Петербурге» часть пятая «Сезон выставок».

Но это как-то мелко, если говорить о Льве Николаевиче, не хотелось бы верить. Хотя почему бы и нет? Чем так велик Толстой, как человек? Образ его нам вбили в голову «великим», писателем «гигантом»… И что?

Ответ нам уже не получить, но факт остаётся фактом. Льву Толстому картины Верещагина, все или только «наполеоновской серии не знаю, не нравились.

И, несмотря на множество отрицательных отзывов о выставке, в части её раздела о войне 1812 года, Василий Васильевич решил перевезти её в полном составе в Петербург.

Как видите, в этот раз Верещагин поменял порядок очерёдности городов, где собрался показать картины широкой публике. Всё это понятно, так как теперь он житель Подмосковья, и географически Москва к нему ближе, чем столица России. Петербург был следующим городом, куда направилась выставка картин.

Ну и ничего страшного. Хотя эти два города, пока будут существовать, всегда будут «бороться» друг с другом за первенство. Тем более что уже сотню лет назад статус «столицы» перешёл к Москве, а Петербург – Питер — Ленинград и снова Петербург так и величается «северной столицей».

Итак. Выставка едет в северную столицу, а мы будем смотреть его  картины об Отечественной войне 1812 года, нашествии наполеоновских полчищ и славном прошлом России в следующих главах, так как он продолжил эту серию до 20 картин общим числом.  

 

 

 

/продолжение следует/

 

 

 

 

Алтаич, с. Алтайское

8 сентября 2018 года

Запись опубликована в рубрике Творчество с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН. /продолжение 26/

  1. нина говорит:

    «Что ни картина, то шедевр», лучше не скажешь. История в картинах, что может быть ценнее. Восхищаюсь.

    • Алтаич говорит:

      А тогда многие «думали» по-другому и писали всё что попало. Поэтому я и написал, что это были заказные статьи, которые влияли и на моральное состояние художника, и на тех, кто ничего не понимал, но мог платить, и на царствующий дом, который просто обязан был бы купить картины для сохранения их. Всё же позже так и произошло, но вначале, по-видимому, Верещагину было тяжко. Поэтому мы лишились продолжения серии, а другие многие картины разошлись по рукам на Западе.

  2. Ольга говорит:

    Ах, какие картины! Это, наверное, удел художников быть непризнанными при жизни. Как хорошо, что мы можем любоваться и восхищаться картинами Василия Васильевича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.