СТАРЫЙ РЫБАК

Рубрика Творчество

*Имя венгерского художника – самоучки, возможно, кому – то и известно, но только не мне. Поэтому, встретив в одной из статей , опубликованный на сайте МИРТЕСЕН прелюбопытнейший сюжет о его картине «Старый рыбак», я подумал, что с ним нужно познакомить и вас, читатели моего БЛОГа «Мы – дети твои, Земля». Но, кроме сюжета о картине, заодно рассказать немного о самом художнике, имя которого…

…Тивадар Костка Чонтвари. Он родился 5 июля 1853, в местечке Кишсебен, Австрийской империи /ныне Сабинов, Словакия/.

Тивадар Чонтвари

Тивадар Костка Чонтвари

В 1865 году семья будущего художника переехала в село Среднее (ныне Закарпатская область), а Тивадара отправили на обучение в коммерческое училище, в Ужгород. Служил аптекарем, как и его отец. В 1881 году пережил озарение, предвещавшее ему судьбу великого живописца, «более значительного, чем сам Рафаэль». В 1883 году в Париже встретился с Михаем Мункачи, считавшимся крупнейшим венгерским живописцем. Путешествовал по Далмации, Италии, Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку. В 1900 году сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.

Живописью начал заниматься в середине 1890-х годов. Его кисти принадлежат свыше ста картин. Большая часть из них, по стилистике близкая к экспрессионизму, была создана в 1903—1909 гг. Также в его картинах присутствовали черты магического реализма, символизма, мифического сюрреализма, постимпрессионизма.

Мостар, римский мост, 1903

Мостар, римский мост 1903

Паломничество к кедру ливанскому, 1907

Паломничество к кедру ливанскому /1907/

Полотна Чонтвари выставлялись в Париже (1907, 1910) и других городах Европы, но не получили признания на родине. В Венгрии художник имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон. В последние годы он писал книги — памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением». При жизни художник не продал ни одной своей картины. Основные работы художника собраны в музее города Печ.

Музей им. Чонтвари

Музей им. Чонтвари в городе Печ.

Умер художник 20 июня 1919 в Будапеште /Венгрия/.

Памятник Чонтвари в городе Печ

Памятник Чонтвари в городе Печ

В 1980 году венгерский режиссёр Золтан Хусарик снял художественный фильм посвящённый художнику  Чонтвари с одноимённым названием.

            ***Если у вас есть желание посмотреть его, то это можно сделать на You Tube  или даже здесь, хотя процесс этот долгий, около двух часов, но я вам выдам здесь и сам фильм.

«Чонтвари» реж. Золтан Хусарик, 1980 год

Итак, несколько познакомив вас с самим художником, перейду к его картине «Старый рыбак» и сюжету, опубликованному на сайте МИРТЕСЕН и названному

Старый рыбак

Старый рыбак, 1903

«ДАЖЕ ЗНАТОКИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» НЕ СМОГЛИ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС».

***Дальше без сокращений, по тексту.

В одном из выпусков передачи «Что? Где? Когда?» прозвучал весьма странный вопрос, касающийся картины «Старый рыбак»…

Знатоки не смогли правильно ответить, а вопрос заключался вот в чем:

«Как искусствоведы доказывают, что на этой картине изображены Бог и Дьявол»?

Мы представляем вашему вниманию мистицизм от венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, автора «Старого рыбака».

Говорят, Чонтвари страдал от шизофрении. Он умер в 1919 году в нищете. Его картины не продавались при его жизни, а выставки в Париже не пользовались популярностью. Художник так и не получил признания среди живописцев. Что же такого необычного в его «Старом рыбаке»?

Однажды один из сотрудников музея г. Печа, рассматривая картину, понял, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения. Это было настоящее открытие!

Отсюда искусствоведы сделали вывод, что художник думал над идеей дуалистического характера человеческой природы. Всю жизнь в человеке борются два начала: мужское и женское, добро и зло. Это и есть наше бытие. Без одного не «состоится» другое.

«Старый рыбак» с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее. И наша задача — уравновесить их.

*И напоследок я вставил видеоролик, который есть в вышеизложенной статье, чтобы вы воочию увидели, как «Знатоки» пытались отгадать загадку и как был им и зрителям показан ответ на вопрос.

Постскриптум от меня.  

Я не искусствовед и не специалист, поэтому то, что я хочу выразить, можно не воспринимать всерьёз. Но ваше мнение, читатель, я хотел бы знать.

Искусство и ремесло, их взаимосвязь и различие всегда интересовали меня. Ведь можно изобразить прекрасно сработанный гончаром кувшин, причём рисунок трудно будет отличить от натуры.

Или, прекрасно, высокотехнологично снятая фотография, сегодня мало отличающаяся от картины, на которой будет пейзаж, человеческий персонаж или бытовая сценка.

Или ещё, портреты людей известных, малоизвестных и даже неизвестных широкому кругу почитателей художника, написанные им в стиле, который в наше время можно было бы назвать фотографированием.

По-моему достаточно примеров и вы поняли, что я хочу сказать. На мой взгляд, в картине настоящего художника, которая и будет относиться к творениям искусства, заложена мысль, частица души, видение самого творца. И, если мы, разглядывая полотно, поймём, что хотел выразить художник, о чём он думал, мечтал или проникнуться его радостью, раздумьями, то это полотно и будет произведением искусства.

А, если ещё в произведении заложена тайна, то, не разгадав её, мы можем пройти мимо того, что хотел творец донести до будущих «зевак».

В этом ключе мне до сих пор не понятна картина «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. И в этом случае я, наверняка, прошёл мимо произведения искусства, не оценив по достоинству данное полотно. Это же случилось со многими, видевшими картину «Старый рыбак», пока кто – то из специалистов не разгадал тайну, заложенную в неё художником Тивадаром  Чонтвари.

Засим заканчиваю свои размышления, надоев уже вам, и надеясь, что сюжет, который мне удалось пересказать вам понравился.   

 

 

 ПРИЯТНОГО и ПОЛЕЗНОГО

ПРОЧТЕНИЯ и ПРОСМОТРА!  

 

 

 

Алтаич, с. Алтайское

17 августа 2017 года

 

Запись опубликована в рубрике Творчество с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: СТАРЫЙ РЫБАК

  1. Людмила Северина говорит:

    Спасибо за интересный материал. Картину я раньше видела и ее загадка мне известна. Конечно, сама я бы ни за что не догадалась, так хитро замаскировал ее художник. И еще не знала о художнике, что он болен шизофренией…
    ____________________________________________
    «- Искусство – окно во внутренний мир художника. Чем интереснее этот мир, тем интереснее картины, созданные им. А пустота рождает пустоту.

    Задача искусства, на мой взгляд, — открывать людям красоту видимого и глубину невидимого.» (из интервью художника Евгения Демакова журналу «Голос Эпохи» )

    • Алтаич говорит:

      Афоризм мне понравился, но нужно, чтобы люди имели желание видеть красоту видимого и глубину невидимого, а вот этого желания чаще всего не наблюдается, не развивается и не популяризируется сегодня. Да и раньше тоже не особенно.

  2. Тина Гай говорит:

    Спасибо большое за рассказ о художнике, имя которого действительно мало кому известно, в том числе и я о нем ничего не слышала. Картина уникальна и загадочна! Видно, что слева и справа — лица разные, но отгадать, почему в нем Бог и дьявол изображены — очень трудно. Искусствоведами пришлось немало, наверное, потрудиться, чтобы догадаться поставить зеркало к каждой стороне. Потрясающее открытие! Спасибо!

  3. Ольга говорит:

    Интересная статья. Новое знакомство с художником. Спасибо! Помню эту игру, после неё заинтересовалась творчеством Чонтвари. Его картины похожи на него. Мне так показалось. Спасибо автору!

    • Алтаич говорит:

      А я не знал, что можно так «засекретить» свой замысел. Видно художник либо чего-то боялся, либо это его шутка была, либо специальный замысел…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif