Беседы с известными людьми: Юрий Нагибин.

Из цикла: беседы с известными людьми.

Юрий Нагибин.

Юрий Маркович (Кириллович) Нагибин.

3 апреля 1920 – 17 июня 1994 года, Москва — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

**Этот очерк я кардинально переделываю в третий, и последний раз. «Ох, тяжела шапка Мономаха!.. «

Интервью Татьяны Окуловой, газета «Собеседник» №24 за 1984 год, который, собственно, должен был стать центральным местом в статье, то есть «той печкой, от которой пляшут», я всё-таки решил выставить вначале. Потом биографию писателя и вывод, который пытаюсь сделать.

Итак, интервью с журналистом, писателем, сценаристом.

*Мои пометки, примечания, по ходу изложения материала отмечены звёздочкой (*) и курсивом. Извините, мне так привычней.

 «…тебя строила Родина, её земля и небо, вода и деревья, трава и цветы, смены времён года, дома и улицы…  тебя строили люди».

Ю. М. Нагибин

1. «…зло обладает свойством заражать окружающую среду. Один по-настоящему дурной человек создаёт вокруг себя определённую атмосферу, в которой начинают портиться другие. Вокруг любого неверного, злого дела и намерения должно быть мобилизовано общественное внимание, общественная тревога».

*Это прозвучало у писателя в ответ на вопрос о том, что в произведениях писателя часто звучат тревожные мысли о нынешней молодёжи. Хотя, по мнению журналиста, всё же недостойных ничтожное меньшинство (?!).

Таким образом, по Нагибину получается, что меньшинство портит большинство или, как говорится, «одна ложка дёгтя испортит целую бочку мёда». Это в принципе правильно и об этом говорил не только Нагибин.

«…я не приемлю,  меня настораживают, но и доставляют боль…

Это, прежде всего, цинизм по отношению к главным ценностям мира.  Это вещизм, эгоизм, потребительское отношение к взрослым, к родителям, к обществу и жизни вообще».

*Прониклись, как правильно сказано. Но, когда? Ещё в далёком от нашего времени, 1984 году. Прошло 30 лет и что-то изменилось в лучшую сторону. На мой взгляд, всё углубилось и негатива в этом вопросе стало ещё больше. Куда делось большинство достойной молодёжи Татьяны Окуловой?

2. «…Прошлое целиком входит в жизнь настоящего. Я считаю, что, несмотря на урок войны, на все лишения, наша жизнь была замечательной и нравственной. У нас не было, не было, не было…

Но мы были не менее счастливы, чем теперешние дети.

Уровень жизни очень повысился, а вместе с тем у родителей, старших возросло желание максимально облегчить жизнь своим чадам. Чрезмерная опека губительна. Когда человека не только не воспитывают в труде, а всеми способами освобождают от него, избавляют от всяческих усилий – и душевных и физических – растёт нахлебник.

Того, кому желаешь добра, надо прежде всего сделать человеком…».

 *Труд, труд и ещё раз труд…

Никто не подразумевает только физический труд или только труд, который приносит заработок в разных видах. Само собой человеку необходимо как – то жить, а для этого нужно зарабатывать на пропитание. Но, есть другие формы труда, о которых мы начинаем в целом забывать и, который не обязательно приносит человеку накопление материальных ценностей.

 3. Что из внешних черт, увлечений нынешней молодёжи вам не симпатично?

 «…Поверхностные подражатели – в моде ли, ещё в чём-то… 

…нет ни близости, ни соединения, ни нежности… 

Погружаясь в искусственность, злоупотребляя вином и сигаретами, молодой человек лишает себя ясного взгляда, видения окружающего мира, прекрасного, что есть в нашей жизни – хороших книг, прежде всего…».

 *А ныне ещё наркотики, ширпотребные конвейерные западные, восточные и российские, завлекающие интернетовские сайты, бульварные журнальчики и книжонки…

 4. А в ваши юные годы, чем был заполнен день?

 «…человек многое может успеть – он может даже успеть просто ничего не делать…

У нас были яркие интересы. Ты не формально записывался в кружок: химический, физический, литературный…     ты этим жил.

У нас было много хороших книг. Хорошая книга воспитывает душу. Бессмысленно всё время что-то вдалбливать, поучать…

Десятый класс мы оканчивали в 18 лет – сейчас это студенческий возраст. Мы были такими же взрослыми, но более зрелыми душевно. Когда собирались, у нас стояла бутылка сладкого вина – и то она нужна была для вида, потому что не требовался никакой допинг, никакой искусственный подъём.

Мы его испытывали просто от того, что были молоды, заинтересованы в жизни, любили…

И странно, когда жизнь так насыщена: учение, книги, музеи, то всё равно остаются свободные часы, чтобы бродить по нашим любимым местам – улочкам, бульварам, старомосковским переулкам…»

*Может и сейчас в определённой среде, слоях общества молодые люди и собираются для того, чтобы без допинга общаться, спорить, мечтать…

Но никогда не поверю, что таких молодых людей большинство. Откуда ему взяться, если разочарование в молодёжи звучит в словах Юрия Нагибина ещё в те года…

А зло одного заражает многих вокруг. Это не я придумал, но говорил часто и нашёл подтверждение у Юрия Кирилловича (буду уж его по настоящему отчеству называть, да простит он мне оттуда).

Вот короткое, буквально около тридцати фраз, сказанных журналистом журналисту, интервью. Очень корректное, вызывающее неясную тревогу за культуру, воспитание (читай, образование), интересы молодёжи. Это, ещё раз подчёркиваю, 1984 год.

Мои мысли и некоторые выводы Юрий Кириллович своими ответами только подтвердил, но об этом позже.     

 *Я не буду слишком подробно описывать житие – бытие Юрия Нагибина. Очень сложно. Приведу некоторые факты из его биографии из статьи Вольфганга Казака, которые оказались мне интересными. А также некоторые нюансы из жизни Нагибина, взятые в интервью с его самой последней женой Аллой Григорьвной (её девичью фамилию я так и не нашёл), взятому у неё журналистом «МК» в 2004 году. Остальное, при желании, можно найти, прочесть и, после этого даже опровергнуть  сделанный мною вывод в данном материале. Или согласиться.

***

 Отец  Нагибина, Кирилл Александрович Нагибин, дворянин, погиб в 1920 году. Его расстреляли как участника Антоновского белогвардейского восстания в Курской губернии. Беременную жену, Ксению Алексеевну, он оставил на попечении своему другу адвокату Марку Левенталю. Тот усыновил родившегося Юрия и дал ему своё отчество. Левенталя, кстати, тоже не обошли репрессии. В 1927 году его сослали в Коми, где он и умер в 1952 году, а Юрий втайне от всех ездил к нему, о чём пишет в своём «Дневнике».

Второй отчим Юрия, писатель Яков Рыкачёв, за которого мать, по одним источникам вышла замуж, а по другим брак не оформляла, уже в 1928 году, поощрял первые литературные опыты Юрия.

Лишь в зрелые годы Юрий узнал, кто был его настоящий отец. Но изменение отчества, усыновление его Марком Левенталем не только спасло его, но и позволило с отличием окончить школу, поступить сначала в 1938 году в Первый московский медицинский институт, а потом перевестись на сценарный факультет ВГИКа. Институт он не окончил из-за начавшейся войны хотя и успел опубликовать свой первый рассказ в 1940 году. В это время его поддерживали  писатели Ю. Олеша и В. Катаев. И в том же году  был принят в Союз писателей.

 *Здесь я должен сказать, что ему очень повезло. Не «докопались органы» до его родословной. Ведь всё происходило в Москве, а не где-нибудь на окраине Империи. Значит, и в столице можно было «затеряться».

С января 1942 года Юрий Нагибин воюет: инструктором 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, старшим инструктором политотдела 60-й армии Воронежского фронта. А после тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник его рассказов.

Нагибин работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов. Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под пись­мом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

*Если возникнет желание, почитайте это «Письмо…». Оно есть в интернете. 

 Центральное место в его произведениях занимают человеческие отношения. Вера в доброе в человеке,  удачные психологические мотивировки и безупреч­ность его в вопросах совести, чести и долга.

В целом это объединяет все его произведения. А основной темой своих произведений сам он назвал «…пробуждение человека», то есть  «…узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе...».

По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя пре­обладает тема войны, природы и люб­ви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто детей. Он очень ответ­ственно относился к писательскому творче­ству, до конца продумывал свои рассказы, прежде чем на­писать. Затем рассказы претерпевали лишь стили­стическую правку.

 *А теперь вопрос, кто навскидку, назовёт хотя бы три его малых произведения и парочку фильмов, снятых по его сценариям?

 Юрию Нагибину, в отличие от многих, были разрешены загранкомандировки (?!), творческие поездки (?!), в которых он посетил более 30 стран. Эти поездки были источником вдохновения писателя. А, по словам Андрона Кончаловского, Нагибин был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом.

Но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе.

*Вот теперь я перехожу к самому главному, что хотел сказать в этом изложении и из чего сделал свой вывод.

Сам Юрий Кириллович Нагибин делит литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру в своём опубликованном «Дневнике» сравнивает с водкой:

«…Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное…».

Так, халтурой, Нагибин называет литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй. И сценариев к советским кинофильмам.

Получается, что большую часть своего таланта он потратил на «халтуру», вымышленную ложь, прославляющую советский строй. Такова была плата за беспартийность и материальное благополучие. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.

 *Это не я придумал, не я вычитал между строк его произведений. Это его доподлинное мнение…»

И последнее о личной жизни Юрия Нагибина. Не писал бы, если бы это не было, по — моему мнению, второй причиной его «халтуры» на литературном фронте.

По словам современников и Аллы Григорьевны, Нагибин был очень щедрым человеком. Аристократ, сказалась родная кровь, но не барин. Любитель повеселиться, любимец общества, компаний или как сейчас называют «тусовок».

И…  Юрий Кириллович был шесть раз женат.

*Очень важный момент, которые многие могут просто не связать с необходимостью материального благополучия.

 Мария Асмус (1940 – 1942), дочь известного литературоведа, профессора литературного института. Будущему писателю всего двадцать лет.

Вторично писатель женился на Валентине Лихачёвой, дочери директора автозавода, этот брак продолжался с 1943 по 1948. Ему было 23 года.

Елена Черноусова, третья жена писателя — артистка эстрады. С ней и после развода Юрий продолжал дружески общаться.

С артисткой театра эстрады, Адой Паратовой – четвёртый брак.

Белла Ахмадуллина, с которой, писатель прожил 8 лет (1960-1968) по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы.

И, наконец, последняя, шестая жена писателя, ленинградская переводчица Алла, с которой он жил с 1968 года (с 48 лет) и до конца жизни. Она родилась в 1938 году, перенесла блокаду. Нагибин называл её Алиса. И он у неё был третьим мужем. Тоже, последним.

Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя:

«я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».

*Не могу точно сказать, в какой период жизни были сказаны эти слова, но то, что одним из радующихся всегда была мама Юрия Нагибина – это точно. А трат у щедрого, по словам современников, Нагибина хватало и без официальных спутниц жизни.

Скажу честно, хотя я и прочитал внимательно большой очерк о последней жене Юрия Нагибина Алле «Шестая жена «СИНЕЙ БОРОДЫ». Юрий и Алла Нагибины»   http://blog.i.ua/community/1951/647594, а потом то вышеуказанное интервью 2004 года,  мнение моё о самом Нагибине не изменилось. Несмотря на трогательное описание их любви, ужаснейшее описание её болезни по вине врачей и т. д. 

ПОСТСКРИПТУМ.

Мы слышали голос писателя из тех времён. Доперестроечных. Ведь это ещё 1984 год, ещё существует Союз Нерушимый, а ностальгия в голосе у Юрия Кирилловича чувствуется. Впереди ещё шесть — восемь лет до развала единого государства и десять – до смерти самого писателя. Ещё много лет до наших, сегодняшних времён. И писатель, не провидец, как нравится многим во всём искать что-нибудь мистическое, но видит ненормальное развитие общества, А главная «ненормальность» — это в том новом, последующем поколении. И неважно, какой строй, система последовала вместо СССР. Об этом Юрий Кириллович не говорил.

А мы удивляемся, откуда так много «дерьма» вокруг? Откуда они повылезали и где они обитали? А они нарождались как раз тем поколением молодых людей, о которых ведёт разговор Юрий Кириллович (Маркович) Нагибин уже в далёком 1984 году.

Выше я задал вопрос и надеюсь, что читатели честно, не лазая по интернету, постараются на него ответить. Я «чесслово» не смотрел специально, но читая и подбирая дополнительно материал к интервью с Ю. Нагибиным увидел два названия «Председатель» и «Поздняя встреча». Последний, мне очень понравился, когда я его смотрел в те, уже далёкие, времена. Я его пересмотрел и моё отношение к сюжету, сценарию, игре актёров, абсолютно не изменилось. Шедевр есть шедевр. Но, заодно, я увидел несколько фрагментов, которые подтверждают моё мнение.

Какое? Делайте вывод сами! Я же вроде всё написал, не придумывая и не добавляя от себя лишнего.

Так что и вы будьте честны. Эти два фильма не в счёт.

Композицию нескольких фрагментов из к\ф «Поздняя встреча» я вам показываю здесь.

«Срочно требуются седые человеческие волосы».

Сценарий Ю. Нагибина

А общий вывод сложился у меня такой. Неприятно, но факт, и за честность, порядочность писателя в записях в своём «Дневнике», который теперь может прочесть каждый желающий, моя доля уважения к нему. Остальное же, что он самолично признавал и назвал «халтурой» ему большое моё человеческое непонимание. Ведь этой «халтурой» питали не одно поколение граждан государства. И до Юрия Нагибина, и после. Чему тогда удивляемся? И для меня не оправдание, что за счёт «халтуры» неплохо жил писатель, его жёны, его мама, так как остальным в голову попадала «халтура» и не всяк мог её отличить от настоящего…

Кстати за счёт «не халтуры» неплохо жили другие известные нам бывшие советские писатели, только там, за той чертой, что называется граница. Не знаю только, всем им удавалось жить хорошо за счёт своего таланта, произведений или всё-таки пришлось, для начала писать то, что требовалось их новым «хозяевам».

Так и получается: здесь «халтура» в литературе и журналистике, там — в кино и театре, ещё где-то в политике и экономике.

А «схалтурили» в поле — хлеба не стало, колбаса пропала с прилавка и т. д.

Только отсутствие хлеба сразу почувствуешь, а вот в творчестве «халтура» — скажется через годы…

Это второй очерк с людьми из, так называемой «творческой интеллигенции» и хотя к первому представителю этот «ярлык» лепится с натяжкой, то о Юрии Кирилловиче Нагибине можно с уверенностью сказать, что он её представитель определённо и, причём, «старой гвардии».

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли» — так говорил когда-то великий русский писатель А.П.Чехов.

Про политика говорят, что это человек, который думает одно, говорит другое, но делает третье.

Что же можно сказать про писателя и журналиста, который думал одно, высказывал и писал другое, а действовал, подчиняясь собственным сиюминутным желаниям, соответствующим определённым законам, установленным государственной системой того времени.

И, только свои собственные мысли, правильные человеческие мысли, либо топил в водке, либо разбрасывал на любвеобильную женскую половину, либо доверял «Дневнику».

Можем сочувствовать, сожалеть, удивляться и…  негодовать.

Но, понять мучения в душе писателя, принять объяснения причин и забыть, что при всём при этом этот человек жил очень даже хорошо за счёт своей «халтуры» — невозможно.

 

Желаю внимательного и приятного прочтения!

  

Алтаич

село Алтайское

11 января 2015 года

 

Запись опубликована в рубрике Диспут с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Беседы с известными людьми: Юрий Нагибин.

  1. Владимир говорит:

    Я не могу и не хочу осуждать хорошего писателя и человека Юрия Нагибина за его «халтуру» потому, что сам не без этого греха. Все мы- бывшие советские люди, за редким исключением, так «халтурили» в духе линии партии и правительства на профсоюзных, партийных и других собраниях, в стенгазетах, на демонстрациях и т.д. То, что думали, говорили на кухне за закрытой дверью.
    Но, тоже хочу отметить, что несмотря на обилие такой «халтуры» в обществе люди (в т.ч. молодёжь) были не менее порядочными, честными, патриотичными, чем сейчас. Правда, соглашусь, что лжи и пропаганды в наше время стало не меньше, в том числе и за «бугром» в их хвалёной демократии.
    Мой ответ на Ваш вопрос о произведениях Нагибина, думаю, мало кому может быть интересным.
    В духе данной статьи хотелось сравнить две линии поведения известных в наше время людей, наказанных властью: Михаила Ходорковского и Владимира Евтушенкова. Первый стал позиционировать себя борцом за демократию и правду, а второй сказал, что история с Башнефтью для меня перевернутая страница, я гражданин этой страны и буду работать дальше в своём бизнесе здесь.
    Евтушенков импонирует мне значительно больше.
    В заключение хотел бы ещё раз подтвердить, что Ваши, Виктор Валентинович, статьи об известных, и не очень , людях для меня интересны.

    • Алтаич говорит:

      Спасибо за мнение! Но, если вы правильно поняли мою мысль, то целью этих очерков является не копание в «грязном» белье до- и после-советского времени, а в другом. И вы увидите это наглядно в продолжении цикла. Я не обещаю, что статьи будут появляться часто, хотя такими интервью завален весь стол. Нужно их продумывать, а потом выдавать. Осуждать мы никого не будем, но понимать и признавать то, что совсем без идеологии хуже, чем с плохой, нам придётся. И никакой талант не подкреплённый внутренним содержанием не принесёт пользы так, как в него перестанут верить, а он будет продавать себя тому, кто больше даст. Что и видим сегодня!

  2. Тина Гай говорит:

    Знаете, Нагибин был сложным человеком, но человеком. Жил, как умел, писал — как хотел. Осуждать его не мне, да и никому. Кто без греха? Он прошел войну. Такого опыта у нас нет, а он узнал, что такое горе, потеря друзей, лишения и многое другое, что связано с войной. А ворчит он на молодежь, думаю, больше по-стариковски. Времена делал и он, в том числе. И своим «Председателем» и другими книгами и фильмами. К старости многие становятся недовольными и молодежью, и моралью, и нравами. Думаю, что все времена всегда одинаковы, люди разные и по-разному ведут себя. Дело в том, что то, что произошло с Россией в девяностые, виноваты все, в большей или меньшей степени. Мы хотели перемен, но вовсе не тех, что наступили. Ошиблись в людях, слишком идеальными мы их считали, а они оказались просто людьми со всеми их недостатками и достоинствами. Это сейчас наступает прозрение, но грязь, как гной из раны, должна была выйти. Вот она и прорвалась. Ворчать можно на окружение, времена, молодежь, но главное — выстоять самому. Вот этого ему не хватило.

    Что касается ролика, то мне кажется он слишком затянут. Это уже называется злоупотреблением временем читателя. Недавно пересматривала этот фильм. Устарел, не попадает в современность. Язык и эстетика изменились и вряд ли его будет смотреть молодое поколение. А мне, человеку примерно того поколения, он кажется нарочито-идеализированным и слишком советским. Концовка фильма — странная.

    Словом, двойственное оставляет впечатление и текст, и ролик.

    • Алтаич говорит:

      Спасибо! Хороший большой ответ с, почти всеми ответами на мои вопросы. Начну с конца про ролик: я и хотел, чтобы смотревший понял, что я хочу сказать, так как эта линия и моя цель прослеживается уже во второй статье. Ну, а затянутость… По-моему нет. Мне понравилось как идёт катер по каналам и вырывается на простор Невы из лабиринта серых зданий, мостов… Без фрагмента у Басалаева в мастерской (я бывал в таких) непонятен был бы вырвавшийся монолог Наташи о дилетантах и тогда непонятен смысл, который я вкладывал в очерк. Теперь об осуждении. Очень часто слышу: нельзя судить, осуждать, нужно уметь прощать… может это и правильно, когда не коснётся лично. Как можно простить переворот 91-го, пьяного первого руководителя государства, разрушение всего, что было сделано тем же народом и говорить о каком — то революционном, демократическом переустройстве. Почему тогда 60-ки и в 70-е осуждали, судили и натворили столько зла своей «халтурой», что до сих пор не разобрались. Но где они те, кто втихую читал, печатал, вещал о свободах, новой жизни, осуждая всё, что они же «поимели» бесплатно у государства.
      Но, не будем сильно дискутировать, так как это только вторая статья. А у нас столько творческой интеллигенции сегодня и раньше было, что продолжим, а там как получится.
      Одно напомню я сам не из творческой, а технической интеллигенции, которая хотела, хочет и будет хотеть конкретной, реальной пользы от знаний творческой интеллигенции и на пользу масс. А конкретный результат будут давать массы, только не тёмные, забитые, а грамотные, образованные, умеющие и в дискуссии поучаствовать и… Для примера без ножа банку тушёнки открыть.
      Ещё раз спасибо за участие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://4.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.